Что, если ребёнок не хочет поступать в вуз?

Время сдачи ЕГЭ неотвратимо приближается, разговоры о планах на будущее из тонких намёков понемногу превращаются в продолжительные беседы разной степени напряжённости. И если кому-то из родителей достались дети, с пелёнок определившие себя в экономисты и выбравшие соответствующий вуз, то тем сильнее ужас тех, чьи чада заявляют, что никуда поступать не будут. О них наш сегодняшний выпуск.

Страх и трепет

«Мы устали его умолять!», «Все разговоры бесполезны», «Он ничего не хочет» — это типичные реплики мам, ищущих поддержки на родительских форумах. Причина отчаяния очевидна: он(а) не хочет поступать в вуз!

Родительское воображение живо рисует ребёнка в ушанке и с метлой наперевес, завербованным в армию, прожигающим дни напролёт в дурной компании или за кассой в «МакДональдсе» — и на полную мощность включает противоход, вкладывая в свои действия весь ужас перед будущим, которого они не хотят. И вот тут-то и кроется самое интересное.

Поступательные движения

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/moscow-live/22718538484/sizes/l)

Безусловно, бывают дети, которые «ничего не хотят» принципиально, давно и последовательно — но этот «неожиданны й» дефект как правило следует из стиля воспитания, выбранного родителями (как бы неприятно им ни было это слышать), поэтому и разбираться с ним лучше всего начав с себя, при поддержке хорошего психолога.

Но гораздо чаще имеет место другая ситуация. Ребёнок, заявляющий о своём нежелании поступать в вуз, не имеет в виду пренебречь хорошим образованием. Скорее всего, за «не хочу — не буду» стоит какая-то непроговоренная проблема.

Психолог Ассоциации репетиторов Ксения Николаевна, выпускница факультета психологии МГУ, уверена, что дело именно в этом.

«Что стоит делать родителям: выяснить, почему ребёнок «не хочет»:

  • это про протест?

  • про неуверенность в себе?

  • про непонимание, «чего я хочу»?

А дальше действовать в зависимости от ситуации».

Кстати, эти действия совсем необязательно подразумевают поиски всевозможных репетиторов, срочную профориентацию или работу с психологом.

Поступательные движения

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/almany/5201765888/sizes/l)

Тревожное будущее

Общеизвестно, что лучший способ справиться со страхом — взглянуть ему в лицо. И родительские страхи за «непоступающих» детей — не исключение. Краткое содержание цепочки «если — то», развёртывающейся в головах мам и пап, выглядит так: ребёнок не поступает в вуз — он не сможет себя обеспечить — конец всему.

Давайте подробно разглядим каждую часть цепочки.

  1. Непоступление «здесь и сейчас»

Как мы уже выяснили, оно может быть связано с очень разными вещами, от боязни не оправдать родительские ожидания, не поступив в вуз, до непонимания своих желаний. Тревоге по поводу ЕГЭ можно противопоставить только подготовку к ЕГЭ и обсуждение альтернаивных вариантов вузов. А вот со вторым пунктом — непонимание своих желаний — куда интереснее.

Вообще говоря, знать, чего ты хочешь делать по жизни, в возрасте 17 лет — скорее удача, чем понятная закономерность. Сомневаетесь? Тогда вот немного статистики:

в России 60% людей работают не по специальности, которую они осваивали в вузе.

Понятно, что причин тому может быть множество, но логично было бы предположить среди них вот какую: у абитуриентов просто не было возможности прислушаться к тому, что они хотят.

Опыт 17-летнего школьника вряд ли включает эпизоды (не считая компьютерных игр), когда всё его естество замирает и говорит «О, я хочу посвятить этому жизнь!». Отдельным везунчикам удаётся найти себя благодаря кружкам, секциям и музыкальным школам, но опять-таки, для большинства это скорее хобби, чем захватывающее занятие длиною в допенсионную жизнь.

Чтобы понять, чем заниматься, нормальному человеку нужно время. В западной практике существует понятие gap year («год перерыва») — так называется время, которое подросток волен потратить на то, что считает нужным: работу велокурьером, волонтёрство, посещение музеев, etc. И если вам кажется, что это потерянное время, подумайте вот о чём: начиная с семи лет ребёнок пребывал в режиме бесконечной учёбы и попыток отдохнуть от неё; был ли у него на самом деле момент для «практики реальной жизни», где бы родители не устраивали ему всё и вся?

Поэтому решение подождать — не такое уж плохое решение, как может показаться на первый взгляд. Важно, чтобы подробности этого «подождать» были тщательно проговорены с ребёнком: он должен отчётливо понимать, что это не очередные каникулы длиной в год, а время для принятия взвешенного решения (и большая удача).  

  2. «Он не сможет себя обеспечить»

Это, кажется, самый легко опровергаемый пункт. Любой психически и физически здоровый человек в состоянии себя обеспечить, возможностей для этого масса — достаточно выйти на улицу, чтобы увидеть расклеенные объявления с многочисленными «требуются».

Поступательные движения

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/jordangreen/3180370210/sizes/l)

Будем откровенны: родителей тревожит не собственно «не сможет себя обеспечить», а «не сможет себя обеспечить так, как я бы хотел(а), чтобы он(а) себя обеспечил(а)». Любой родитель хочет, чтобы ребёнок был социально успешным человеком, и по старинке социальный успех измеряется понятной меркой — обширностью з/п. Это понятно, но тут есть что возразить.

  1. Во-первых, далеко не все подростки мыслят успех как материальную категорию. Если в семье о деньгах не говорят как о первоочередной ценности, а рассматривают их скорее как средство для чего-то, ребёнок с большой вероятностью будет мыслить так же. И это не хорошо и не плохо.

  2. Мотивировать ребёнка «образование = хороший заработок» — как минимум некорректно: вспоминаем статистику работы по специальности, а также тот факт, что многие хорошо зарабатывающие люди (в т.ч. из вашего окружения) зарабатывают без привязки к своему, зачастую отсутствующему, в/о.

  3. «Большие деньги», которых родители хотят детям, редко являются актуальной целью по состоянию на 17 лет. Те цели, которые есть в подростковом возрасте, чаще всего легко покрываются подработкой, не требующей большой квалификации. Потребность в больших суммах придёт позже — а к тому моменту хорошо бы, чтобы приобретённые в вузе навыки отвечали внутренним запросам, а не одному только стремлению заработать.

3. «Конец всему»

Страх неизвестности — а что потом, а что потом? — заставляет родителей рвать на себе волосы и в ужасе бросаться из крайности в крайность. Самая неприятная из них — волевым усилием принять решение за ребёнка и «поступить» его в какой-нибудь вуз, отвечающий представлениям родителей о том, как хорошо и правильно.

Каким бы правильным ни казалось это решение (а понятно, почему оно может таковым казаться — это якобы уберегает ребёнка от всех тех ужасных последствий, которые ему уже нарисовали родители), лучшее, что можно предложить родителям, — воздержаться.

«Чего не стоит делать, — рассуждает Ксения Николаевна — так это насильно отправлять ребёнка в учебное заведение, которое он не выбирал, даже если ваш жизненный опыт говорит об обратном. Без внутренней мотивации к нахождению в университете/институте будет действительно тяжело».

Поступательные движения

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/belladayys/5564881855/sizes/l)

Даже те взрослые, которые отправились в университет в здравом уме и трезвой памяти, нередко испытывают мотивационные кризисы, связанные с нагрузкой, с несоответствием изучаемых предметов своим представлениям об университете и пр. Вспомните свои университетские годы — а теперь попробуйте представить, что вся эта студенческая хандра мучит вас вдобавок в учебном заведении, в котором вы оказались не по своей воле. Даже если ребёнку удастся закончить выбранный вами вуз (из смеси страха и беспомощности перед вашим родительским авторитетом), этот период непременно станет большой темой для последующих объяснений, ссор и работы с психологом. Спросите себя: стоят ли этого ваши страхи? Или есть какой-нибудь более экологичный способ с ними справиться?

Если не вуз, то кот

Необходимость высшего образования — предмет обширных дискуссий последних десяти с лишним лет, но едва ли они что-то могут переменить в мировоззрении родителей, которые убеждены, что в/о — ключ ко всему. И мы в этом материале совершенно точно не будем убеждать вас, что университетское образование — ненужный архаизм (тем паче что это не так).

Но что действительно представляется важным, так это примирить родителей с мыслью, что сцепка «школа-поступление в вуз» — единственно возможный вариант прожить свою жизнь, а роль родителя — в том, чтобы всячески этому переходу способствовать.

Поступательные движения

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/citydogs4streetdogs/14602719770/sizes/l)

Вовсе нет.

  1. Во-первых, кроме университетов и институтов существуют колледжи. Вы точно знаете, что ваш ребёнок придумал себе карьеру филолога, а не парикмахера-стилиста или кондитера?

  2. Во-вторых, за год перерыва (если вы решились на него) можно заниматься не только подработками и волонтёрством, но и обучением на различных курсах, позволяющих лучше понять предмет, которым ребёнок хочет заниматься.

  3. В-третьих, если ребёнок уже с головой погружён в какой-то предмет, есть большая вероятность, что он продолжит в том же духе — а образование, если таковое ему понадобится, получит сам и позже, когда/если сочтёт нужным.

Возражений на любой из этих пунктов найдётся десятки — армия, необходимость срочно вырваться из неблагополучной среды, etc.. Но на любое из них, в свою очередь, есть один-единственный универсальный контраргумент: ответ на вопрос, а что, собственно, для вас важнее всего в отношении вашего ребёнка. Есть вероятность, что это не «поступление в вуз», а нечто другое.

Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/alcherito/6250786676/sizes/l

Мудрая сова 12 апреля 2019